МИКЕЛАНДЖЕЛО И КИТАЙСКИЙ СКУЛЬПТОР У ВЭЙШАНЬ: ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье с позиции межкультурного сопоставления рассматриваются сходства в художественном творчестве великого мастера эпохи итальянского Возрождения Микеланджело (1475-1564) и выдающегося современного китайского скульптора У Вэйшаня (吴为山, р.1962). Посредством системного сравнения жизненного пути, культурного контекста, художественных взглядов и пластического языка двух мастеров, статья выявляет точки соприкосновения в таких аспектах, как синтез традиции и новаторства, выражение индивидуального духа и создание культурных символов. Используя методы сравнительного анализа, автор подробно исследует идейную структуру и эстетические особенности их знаковых произведений. Целью статьи является выявление универсальных представлений о «человеке» и общего в художественном языке различных цивилизаций, что, в свою очередь, может служить источником вдохновения для формирования культурной идентичности и дальнейшего развития современной китайской скульптуры.

Ключевые слова:
Микеланджело; У Вэйшань; экспрессивная скульптура; гуманистический дух; художественный язык; культурный контекст; эстетика скульптуры
Список литературы

1. Ван Цзинцзин. Искусство Микеланджело и идеи неоплатонизма: магистерская диссертация [Текст] / Ван Цзинцзин. – Нанкинский педагогический университет, 2015. – 50 с. – URL: https://kns.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbname=CMFD201601&filename=1015428986.nh. = 王静静. 米开朗基罗的艺术与新柏拉图主义观念(硕士学位论文, 南京师范大学). 2015: 50. URL: https://kns.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbname=CMFD201601&filename=1015428986.nh. [На китайском]

2. Ли Вэйкунь. Самоотражение гигантской души: несколько скульптур «Пьета» Микеланджело [Текст] / Ли Вэйкунь // Исследования изобразительного искусства. – 1985. – № 4. – С. 50–53. – DOI: CNKI:SUN:MUSE.0.1985-04-006. = 李维琨. 巨人心灵的自我观照--米开朗基罗的几尊《哀悼基督》雕像[J]. 美术研究, 1985,(04):50-53. DOI: CNKI:SUN:MUSE.0.1985-04-006. [На китайском]

3. Ли Шицян. Эмоциональное выражение в скульптуре се-и: магистерская диссертация [Текст] / Ли Шицян. – Чжэнчжоуский университет, 2017. – 49 с. – URL: https://kns.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbname=CMFD201702&filename=1017142017.nh. = 李士强. 写意雕塑中的“情感表达”(硕士学位论文, 郑州大学). 2017:49. URL: https://kns.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbname=CMFD201702&filename=1017142017.nh. [На китайском]

4. Ма Юэлань. Секуляризация религиозного искусства: анализ «Моисея» Микеланджело [Текст] / Ма Юэлань // Религиозные культуры мира. – 2008. – № 1. – С. 28–30. – DOI: CNKI:SUN:RELI.0.2008-01-011. = 马月兰. 宗教艺术世俗渗透--米开朗基罗《摩西》赏析[J]. 世界宗教文化, 2008,(01):28-30. DOI: CNKI:SUN:RELI.0.2008-01-011. [На китайском]

5. Сюй Тиньюй. О скульптурном языке У Вэйшаня: на примере серии скульптур «Нанкинская резня» [Текст] / Сюй Тиньюй. – Ляонинский педагогический университет, 2021. – 38 с. – URL: https://kns.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbname=CMFD202102&filename=1021646563.nh. = 徐廷玉. 浅析吴为山雕塑语言(硕士学位论文, 辽宁师范大学). 辽宁师范大学, 2021:38. DOIhttps://doi.org/10.27212/d.cnki.glnsu.2021.001154. [На китайском]

6. Тан Шуйфу. Встреча с тобой – великое событие: о духовной привлекательности работ Микеланджело [Текст] / Тан Шуйфу // Военный журналист. – 2009. – № 8. – С. 33–34. – DOI: CNKI:SUN:XWCC.0.2009-08-018. = 唐水福. 看见了你, 如一次伟大的礼遇--感悟米开朗基罗作品背后的精神魅力[J]. 军事记者, 2009,(08):33-34. DOI: CNKI:SUN:XWCC.0.2009-08-018. [На китайском]

7. Тянь Е. У Вэйшань: усиление сотрудничества художественных и исторических музеев для содействия обмену цивилизациями [Текст] / Тянь Е // Культурный ежемесячник. – 2025. – № 3. – С. 8. – DOI: CNKI:SUN:WHYK.0.2025-03-001. = 田野. 吴为山:加强美术馆与博物馆合作,推动文明交流互鉴[J]. 文化月刊, 2025,(03):8. DOI: CNKI:SUN:WHYK.0.2025-03-001. [На китайском]

8. У Вэйшань. Культурное значение скульптуры се-и [Текст] / У Вэйшань // Художественное обозрение. – 2020. – № 9. – С. 100–105. – DOI: CNKI:SUN:MSGC.0.2020-09-036. = 吴为山. 写意雕塑的文化意义[J]. 美术观察, 2020,(09):100-105. DOI: CNKI:SUN:MSGC.0.2020-09-036. [На китайском]

9. У Вэйшань. Скульптурой почтить души погибших – Послесловие к созданию монументальной композиции в Мемориальном зале жертв Нанкинской резни [Текст] / У Вэйшань // Китайское изобразительное искусство. – 2014. – № 2. – С. 38–41. – DOI: CNKI:SUN:CHMS.0.2014-02-013. = 吴为山. 塑以祭魂--于侵华日军南京大屠杀遇难同胞纪念馆创作大型群雕追记[J]. 中国美术, 2014,(02):38-41. DOI: CNKI:SUN:CHMS.0.2014-02-013. [На китайском]

10. У Вэйшань. Теория скульптуры се-и [Текст] / У Вэйшань // Китайское изобразительное искусство. – 2011. – № 1. – С. 38–43, 163. – DOI: CNKI:SUN:CHMS.0.2011-01-013. = 吴为山. 写意雕塑论[J]. 中国美术, 2011,(01):38-43+163. DOI: CNKI:SUN:CHMS.0.2011-01-013. [На китайском]

11. У Цюн. Рождение новых гражданских образов: о «Давиде» Микеланджело [Текст] / У Цюн // Китайский журнал исследований искусства. – 2023. – № 3. – С. 34–52. – DOI: CNKI:SUN:YSQK.0.2023-03-004. = 吴琼. “新公民”形象诞生记:论米开朗基罗的《大卫》[J]. 艺术学研究, 2023,(03):34-52. DOI: CNKI:SUN:YSQK.0.2023-03-004. [На китайском]

12. Чжао Фэй. Литературное творчество Микеланджело и неоплатонизм: магистерская диссертация [Текст] / Чжао Фэй. – Шанхайский педагогический университет, 2009. – 69 с. – URL: https://kns.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbname=CMFD2010&filename=2010029417.nh. = 赵斐. 米开朗基罗的文艺创作与新柏拉图主义(硕士学位论文, 上海师范大学). 2009:69. URL: https://kns.cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbname=CMFD2010&filename=2010029417.nh. [На китайском]

13. Чжэн Цзинхао. Незавершённость в скульптуре Микеланджело: на примере серии «Пьета» [Текст] / Чжэн Цзинхао // Красота и времена. – 2024. – № 8. – С. 87–92. – DOI:https://doi.org/10.16129/j.cnki.mysdx.2024.08.030. = 郑锦濠. 论米开朗基罗雕塑中的“未完成”风格--以“哀悼基督”系列作品为例[J]. 美与时代(下), 2024,(08):87-92. DOI:https://doi.org/10.16129/j.cnki.mysdx.2024.08.030. [На китайском]

14. Шан Жун. Статуя «Конфуций» У Вэйшаня открыта в Национальном музее Китая [Текст] / Шан Жун // Народное искусство. – 2011. – № 1. – С. 141. – DOI:https://doi.org/10.16564/j.cnki.1003-2568.2011.01.014. = 尚荣. 吴为山塑《孔子》像于国家博物馆揭幕[J]. 民族艺术, 2011,(01):141. DOI:https://doi.org/10.16564/j.cnki.1003-2568.2011.01.014. [На китайском]

15. Шань Личжуан. Археологическое наследие Китая в творчестве современных китайских скульпторов [Текст] / Шань Личжуан // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. – 2024. – № 3(20). – С. 72–83.

16. Шань Личжуан. У Вэйшань: Мемориальный зал жертвам Нанкинской резни во время японского вторжения в Китай. Взаимодействие национальной и западной традиции [Текст] / Шань Личжуан // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. – 2024. – № 1(18). – С. 134–141.

Войти или Создать
* Забыли пароль?