Красноярский край, Россия
Россия
УДК 31 Демография. Социология. Статистика
ГРНТИ 13.00 КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРОЛОГИЯ
ОКСО 39.00.00 Социология и социальная работа
ББК 6 ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
ТБК 7 ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. ЭКОНОМИКА. ПРАВО.
BISAC SOC SOCIAL SCIENCE
В статье рассмотрены проблемы, связанные с социально-культурной спецификой разработки практических принципов «ответственного искусственного интеллекта (ИИ)». В настоящее время большое внимание исследователей привлекает африканский континент, стереотипы о котором были связаны с отсталостью и неразвитостью. В настоящее время страны Африки, эффективно выстраивая свои экономические стратегии, применяют при этом и технологии ИИ. Более подробно рассмотрена концепция профессора университета Умео Вирджинии Дигнум, изложенная ею в одном из разделов книги «Ответственный ИИ в Африке. Проблемы и возможности» (Шпрингер, 2023). Основная логика теории профессора Дигнум заключается в том, что все последствия применения технологии ИИ зависят не от ИИ, а от социокультурных особенностей социотехноантропологической среды, в которых эти технологии применяются. На примере философии Убунту Вирджиния Дигнум показывает, как можно применить социокультурные философские аспекты «незападной» философии к созданию новых социоэтических принципов, подчеркивающих культурное разнообразие современной этики ИИ. Представляется важным положение теории Вирджинии Дигнум о социокультурной специфики этики «ответственного ИИ», которое, на наш взгляд, может быть адаптировано для различных социокультурных пространств, в той или иной степени не совпадающих с англо-американской парадигмой экономической цивилизации.
искусственный интеллект, этика ИИ, Африка, «ответственный ИИ», специфика этики ИИ, философия Убунту, культурное многообразие этики ИИ