УДК 37 Народное образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
ГРНТИ 14.00 НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА
ОКСО 44.00.00 Образование и педагогические науки
ББК 7 КУЛЬТУРА. НАУКА. ПРОСВЕЩЕНИЕ
ТБК 7 ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. ЭКОНОМИКА. ПРАВО.
BISAC EDU EDUCATION
В статье анализируется современная теория смешанного обучения, которая развивается сегодня в Китайской Народной республике. Исследуются теории, методы, стратегии смешанного обучения как наиболее эффективные концептуальные основы современных образовательных практик. Смешанное обучение рассматривается как интеграция и слияние очного обучения и обучения с использованием современных технологий. Основной формой образования будущего будет постоянное обучение на основе практик смешанного обучения. Образование основано как на учете универсальных общих черт обучающихся, так и на основе их индивидуальных качеств. Очное аудиторное образование, возникшее в индустриальном обществе, базируется на универсальных общих качествах обучающихся. Когда образование становится непрерывным, важным являются и индивидуализированные черты обучающихся. Именно на это фундаментальной психологической особенности базируется теория и практика смешанного обучения. Одним из наиболее перспективных инструментов анализа результатов смешанного обучения является Rain Classroom: на основе Big Data делается постоянная аналитика текущего состояния образовательного процесса. Инструмент разработан в университете Цинхуа (Китай).
смешанное обучение, Китай, психологическое обоснование, педагогическое обоснование, Rain Classroom
1. van Alten D. C. D. et al. Effects of flipping the classroom on learning outcomes and satisfaction: A meta-analysis //Educational Research Review. - 2019. - V. 28. - P. 100281.
2. Anderson T., Dron J. Three generations of distance education pedagogy //International Review of Research in Open and Distributed Learning. - 2011. - V. 12. - №. 3. - P. 80-97.
3. Anderson T. et al. Assessing teaching presence in a computer conferencing context. - 2001. https://auspace.athabascau.ca/bitstream/handle/2149/725/assess?sequence=1
4. Awaludin A. Resource based learning for teaching Arabic //Ijaz Arabi Journal of Arabic Learning. - 2019. - V. 2. - №. 1.
5. Bersin J. The blended learning book: best practices, proven methodologies, and lessons learned. - John Wiley & Sons, 2004.
6. Cabrero R. S., Román Ó. C. Psychopedagogical predecessors of connectivism as a new paradigm of learning //International Journal of Educational Excellence. - 2018. - V. 4. - №. 2. - P. 29-45.
7. Carreno I. Theory of connectivity as an emergent solution to innovative learning strategies //American Journal of Educational Research. - 2014. - V. 2. - №. 2. - P. 107-116.
8. Chang N., Wang Z., Hsu S. H. A comparison of the learning outcomes for a PBL-based information literacy course in three different innovative teaching environments //Libri. - 2020. - V. 70. - №. 3. - P. 213-225.
9. Chen Q., Liu R. Contemporary Educational Psychology (in Chinese). 3rd Edition. Beijing: Beijing Normal University Press, 2019.
10. Collins A., Brown J. S., Newman S. E. Cognitive apprenticeship //Thinking: The Journal of Philosophy for Children. - 1988. - V. 8. - №. 1.
11. Collins A., Halverson R. Rethinking education in the age of technology: The digital revolution and schooling in America. - Teachers College Press, 2018.
12. Dewey, John. Experience and Education. New York: Collier Books, Print, 1963.
13. Dewey J. Democracy and education: A Penn state electronic classics series publication //Retrieved May. - 2001. - V. 17. - P. 2017.
14. Dou X. Introduction to System Theory (in Chinese). Ningxia Education. - 1988. - (4), 10-11.
15. Duan M., Pei X., Li X. The Paradigm Shift of Educational System--A Dialogue with Prof. Charles M. Reigeluth, an International Instructional Design Expert (in Chinese). China Educational Technology, 2009, (5),1-6.
16. Duke B., Harper G., Johnston M. Connectivism as a digital age learning theory //The International HETL Review. - 2013. - V. 2013. - №. Special Issue. - P. 4-13.
17. Downes S. E-learning 2.0. eLearning Magazine: Education and Technology in Perspective, October 2005. - 2005.
18. Downes S. Connectivism and connective knowledge: Essays on meaning and learning networks. - 2012.
19. Eagleton S., Muller A. Development of a model for whole brain learning of physiology //Advances in physiology education. - 2011. - V. 35. - №. 4. - P. 421-426.
20. European commission. Proposal for a Council Recommendation on Key Competences for Lifelong Learning, 2018.
21. Erikson, Erik H. Childhood and society, 2nd ed., 1964. W.W. Norton & Co. New York: Cambridge. University Press.
22. Gardner H. Multiple intelligences: The theory in practice. - Basic books, 1993.
23. Garrison D. R. Thinking collaboratively: Learning in a community of inquiry. - Routledge, 2015.
24. Garrison D. R., Arbaugh J. B. Researching the community of inquiry framework: Review, issues, and future directions //The Internet and higher education. - 2007. - V. 10. - №. 3. - P. 157-172.
25. Garrison D. R., Anderson T., Archer W. Critical thinking, cognitive presence, and computer conferencing in distance education //American Journal of distance education. - 2001. - V. 15. - №. 1. - P. 7-23.
26. Gao Y.X. Personality Psychology (in Chinese). Beijing: Beijing Normal University Press? 1989.
27. Gharacheh A. et al. Presentation of blended learning conceptual pattern based on individual and social constructivism theory //Int., J. of Humanities and Cultural Stud. - 2016. - V. 1.
28. Horn M. B., Staker H. Blended: Using disruptive innovation to improve schools. - John Wiley & Sons, 2017.
29. Horn M. B., Staker H. The rise of K-12 blended learning //Innosight institute. - 2011. - V. 5. - №. 1. - P. 1-17.
30. Hmelo C. E., Ferrari M. The problem-based learning tutorial: Cultivating higher order thinking skills //Journal for the Education of the Gifted. - 1997. - V. 20. - №. 4. - P. 401-422.
31. Hung D. Design principles for web-based learning: Implications from Vygotskian thought //Educational Technology. - 2001. - V. 41. - №. 3. - P. 33-41.
32. Kagan J. et al. Information processing in the child: Significance of analytic and reflective attitudes //Psychological Monographs: General and Applied. - 1964. - V. 78. - №. 1. - P. 1.
33. Kim M. K. et al. The experience of three flipped classrooms in an urban university: An exploration of design principles //The Internet and Higher Education. - 2014. - V. 22. - P. 37-50.
34. Lage M. J., Platt G. J., Treglia M. Inverting the classroom: A gateway to creating an inclusive learning environment //Journal of economic education. - 2000. - P. 30-43.
35. Lam J. Collaborative learning using social media tools in a blended learning course //Hybrid Learning: Innovation in Educational Practices: 8th International Conference, ICHL 2015, Wuhan, China, July 27-29, 2015, Proceedings 8. - Springer International Publishing, 2015. - P. 187-198.
36. Lave J., Wenger E. Situated learning: Legitimate peripheral participation. - Cambridge university press, 1991.
37. Li Y., Jiang W. & Yao Q. A Brief Discussion on Distributed Learning (in Chines(e). Modern Educational Technology, 2007, (1), 52-54, 14.
38. Lin C. On the Construction of Subject Competence (in Chinese). Journal of Beijing Normal University (Social Science Edition), 1997, (1), 5-12.
39. Li M., Han X., Cheng J. Handbook of Educational Reform through Blended Learning. - Springer, 2024. 418 p. https://doi.org/10.1007/978-981-99-6269-3
40. Liu M. et al. Theoretical Foundations for Blended Learning //Handbook of Educational Reform Through Blended Learning. - Singapore: Springer Nature Singapore, 2023. - P. 1-44. https://doi.org/10.1007/978-981-99-6269-3_1
41. Libakova, N. M. Specific Nature and Applied Methodology of Gender Theory in Cultural Studies / N. M. Libakova // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. - 2009. - Vol. 2, No. 4. - P. 580-586. - EDN KUWFQB.
42. Liu M., Kang C., Dong L. Instructional design research: A disciplinary perspective (in Chinese). Beijing: Beijing Normal University Press, 2018.
43. Maslow, A. H. Motivation and personality (2nd ed.). New York: Harper & Row, 1970.
44. Merrill M. D. First principles of instruction //Educational technology research and development. - 2002. - V. 50. - P. 43-59.
45. Nan G., Li Y. Educational Communication (Second Edition) (in Chinese). Beijing: Higher Education Press, 2005.
46. Ormrod, J. E. Human learning. Pearson Education, 1999.
47. Otiende J. E., Sifuna D. N. An introductory history of education. - 1994.
48. Piaget, J. Piaget’s Theory. In B. Inhelder, H. H. Chipman, & C. Zwingmann (Eds.), Piaget and His School: A Reader in Developmental Psychology (11-23). Springer Berlin Heidelberg, 1976.
49. Piaget J. Principles of Genetic Epistemology: Selected Works vol 7. - Routledge, 2013. - V. 7.
50. Core Competencies Research Group et al. Core competencies and values for Chinese students’ development //J. Chin. Soc. Educ. - 2016. - V. 10. - P. 1-3.
51. Rogers, C. R. Freedom to learn (2nd ed.). Ohio: Merrill, 1982.
52. Rogers, C. R., Lyon, H. C., Tausch, R. On becoming an effective teacher: Person-centered teaching, psychology, philosophy, and dialogues with Carl R. Rogers and Harold Lyon. London: Routledge, 2012.
53. Rourke L. et al. Assessing social presence in asynchronous text-based computer conferencing //The Journal of Distance Education/Revue de l'ducation Distance. - 1999. - V. 14. - №. 2. - P. 50-71.
54. Shaffer D. R., Kipp K. Developmental psychology: Childhood and adolescence. - Cengage Learning, 2013.
55. Short, J., Williams, E., Christie, B. The social psychology of telecommunications: London; New York: Wiley, 1976.
56. Siemens G. Connectivism: A learning Theory fir the Digital Age. - 2005.
57. Singh H. et al. A white paper: Achieving success with blended learning //Centra software. - 2001. - V. 1. - P. 1-11.
58. Sitnikova, A. A. Pedagogical approaches to teaching and adaptation of indigenous minority peoples of the North in higher educational institutions / A. A. Sitnikova, N. N. Pimenova, A. I. Filko // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. - 2018. - Vol. 8, No. 4. - P. 26-45. - DOIhttps://doi.org/10.15293/2226-3365.1804.02. - EDN XZILRJ.
59. Spiro R. J. et al. Cognitive flexibility, constructivism, and hypertext: Random access instruction for advanced knowledge acquisition in ill-structured domains //Constructivism in education. - Routledge, 2012. - P. 85-107.
60. Steffe L. P., Gale J. E. (ed.). Constructivism in education. - Psychology Press, 1995.
61. Stein J., Graham C. R. Essentials for blended learning: A standards-based guide. - Routledge, 2014.
62. Strozier R. M. Foucault, subjectivity, and identity: Historical constructions of subject and self. - Wayne State University Press, 2002.
63. The Educational Aspects of Art Criticism / M. Smolina, M. Tarasova, Yu. Avdeeva [et al.] // 4th International multidisciplinary scientific conference on social sciences and arts sgem 2017, Vienna, 28-31 марта 2017 года. Vol. I. - Sofia: Общество с ограниченной ответственностью СТЕФ92 Технолоджи, 2017. - P. 109-116. - DOIhttps://doi.org/10.5593/SGEMSOCIAL2017/HB61/S7.13. - EDN XCUXAF.
64. Toffler A. Power Shift: Knowledge, Wealth and Violence at the Edge of the 21st Century //NY: Bantam Books. - 1990. 338 p.
65. Voogt J., Roblin N. P. A comparative analysis of international frameworks for 21st century competences: Implications for national curriculum policies //Journal of curriculum studies. - 2012. - V. 44. - №. 3. - P. 299-321.
66. Vygotsky L. S., Cole M. Mind in society: Development of higher psychological processes. - Harvard university press, 1978.
67. Wang J., Yuan S., Zhao G. The impact of blended teaching on college students’ learning effectiveness: An empirical study based on the application effect of MOOC in first-class universities in China (in Chinese). Modern Distance Education, (5), 39-47, 2018.
68. Wang S. Rain classroom: smart teaching tools under the background of mobile internet and big data //Mod. Educ. Technol. - 2017. - V. 27. - P. 26-32.
69. Watson J. B. Behaviorism. - Routledge, 2017.
70. Wei Q., Zhong Z. Educational Communication (in Chinese). Nan Chang: Jiangxi Education Press, 1992.
71. Wei Y., Qin D., Hu J., Yao H., Shi Y. Classroom action recognition of students based on deep learning (in Chinese). Modern Educational Technology, (7), 87-91, 2019.
72. Witkin H. A. et al. Field-dependent and field-independent cognitive styles and their educational implications //Review of educational research. - 1977. - V. 47. - №. 1. - P. 1-64.
73. Wu M. Instructional Design. Beijing: Higher Education Press, 1994.
74. Yin H., Bi H. Learning Ability (in Chinese). Qingdao: Qingdao Ocean University Press, 2000.
75. Zamaraeva, Yu. S. History of Complex Identity Research / Yu. S. Zamaraeva, N. P. Koptseva // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. - 2020. - Vol. 13, No. 7. - P. 1216-1229. - DOIhttps://doi.org/10.17516/1997-1370-0637. - EDN JPNKZK.
76. Zhang Xiaofeng. Curriculum Development under the consideration of multiple intelligences theory (in Chinese). Journal of Educational Development, (1), 20-23, 2002.
77. Zhang Y., Yi D., Liu L., Wu Y., Liu X., Zhao Z. Cao Y. Construction and practice of blended teaching mode based on SPOC (in Chinese). Chongqing Medicine, (21), 3766-3769, 2019.
78. Zeng W., Cao R. Analysis of Learning Subjects (in Chinese). Beijing: Chinese Cultural and Historical Press, 2005.
79. Zhong Z., Zhang Q. On Distributed Learning (in Chinese). Studies In Foreign Education, (7), 28-33, 2005.
80. Zhu Z. Hu J. Technology empowers educational innovation in the later stage of the epidemic: a new form of online and offline integrated teaching (in Chinese). Open Education Research, (1), 13-23, 2021.
81. Дегтяренко, К. А. Концептуальные основания этнических исследований / К. А. Дегтяренко // Северные Архивы и Экспедиции. - 2021. - Т. 5, № 4. - С. 8-16. - DOIhttps://doi.org/10.31806/2542-1158-2021-5-4-8-16. - EDN UYCDCY.
82. Дегтяренко, К. А. Научные основы управления вызовами XXI века / К. А. Дегтяренко, Н. О. Пиков // Северные Архивы и Экспедиции. - 2023. - Т. 7, № 4. - С. 31-45. - EDN YWKLCQ.
83. Дегтяренко, К. А. Цифровая политика Китая: цифровой образ национального государства / К. А. Дегтяренко, В. И. Кирко // Цифровизация. - 2023. - Т. 4, № 4. - С. 8-25. - EDN CRZWMF.
84. Ермаков, Т. К. Искусственный интеллект как приём: методико-теоретическое основание исследования видеоигрового искусственного интеллекта / Т. К. Ермаков // Социология искусственного интеллекта. - 2023. - Т. 4, № 3. - С. 56-63. - EDN EJPQEZ.
85. Ермаков, Т. К. Становление персонального компьютера как актора в США 1970-х годов / Т. К. Ермаков, К. В. Резникова // Социальная антропология Сибири. - 2020. - Т. 1, № 3. - С. 26-36. - DOIhttps://doi.org/10.31804/2687-0606-2020-1-3-26-36. - EDN WSVYEH.
86. Замараева, Ю. С. Анализ понятия "глобальные трансформации". Воздействие глобальных трансформаций на культуру и этническую идентичность (теоретическое исследование) / Ю. С. Замараева // Цифровизация. - 2021. - Т. 2, № 1. - С. 27-40. - DOIhttps://doi.org/10.37993/2712-8733-2021-2-1-27-40. - EDN XEAVNH.
87. Замараева, Ю. С. Особенности этнической миграции в социально-психологическом восприятии (на материале анализа результатов эксперимента по методике "Серийные тематические ассоциации) / Ю. С. Замараева // NB: Проблемы общества и политики. - 2014. - № 9. - С. 63-82. - EDN SXPIEV.
88. Замараева, Ю. С. Понятия "нация", "национализм", "национальное государство" как элементы проекта модерна / Ю. С. Замараева // Социальная антропология Сибири. - 2021. - Т. 2, № 2. - С. 36-67. - EDN ACQVQM.
89. Замараева, Ю. С. Сложные формы этнической идентичности / Ю. С. Замараева // Северные Архивы и Экспедиции. - 2020. - Т. 4, № 2. - С. 75-89. - DOIhttps://doi.org/10.31806/2542-1158-2020-4-2-75-89. - EDN FJIAPV.
90. Замараева, Ю. С. Формирование понятия "сложная идентичность" в современных гуманитарных науках / Ю. С. Замараева // Сибирский антропологический журнал. - 2020. - Т. 4, № 2. - С. 89-102. - DOIhttps://doi.org/10.31804/2542-1816-2020-4-2-87-100. - EDN YBRGNW.
91. Кистова, А. В. Культура как фактор социальной динамики / А. В. Кистова // Северные Архивы и Экспедиции. - 2020. - Т. 4, № 2. - С. 100-111. - DOIhttps://doi.org/10.31806/2542-1158-2020-4-2-100-111. - EDN SABKQD.
92. Кистова, А. В. Конструирование этнокультурной и общенациональной идентичностей на основе этнографического подхода в социальной философии: специальность 09.00.11 "Социальная философия" диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук / Кистова Анастасия Викторовна. - Красноярск, 2013. - 176 с. - EDN SXSGCR.
93. Кистова, А. В. Синтетическая модель культуры и культурные практики / А. В. Кистова // Сибирский антропологический журнал. - 2020. - Т. 4, № 2. - С. 111-121. - DOIhttps://doi.org/10.31804/2542-1816-2020-4-2-109-119. - EDN KLMBSN.
94. Колесник, М. А. Дайджест новостей в сфере развития искусственного интеллекта / М. А. Колесник, Н. М. Лещинская, Н. А. Сергеева // Социология искусственного интеллекта. - 2022. - Т. 3, № 1. - С. 18-28. - DOIhttps://doi.org/10.31804/2712-939X-2022-3-1-18-28. - EDN AKUVFE.
95. Колесник, М. А. Дайджест новостей в сфере развития искусственного интеллекта / М. А. Колесник, Н. М. Лещинская, Н. А. Сергеева // Социология искусственного интеллекта. - 2022. - Т. 3, № 2. - С. 23-33. - DOIhttps://doi.org/10.31804/2712-939X-2022-3-2-23-33. - EDN AXPOCI.
96. Колесник, М. А. Отечественные практики сохранения культурного наследия бесписьменных народов / М. А. Колесник, М. Г. Смолина // Сибирский антропологический журнал. - 2018. - Т. 2, № 4. - С. 41-53. - DOIhttps://doi.org/10.31804/2542-1816-2018-2-4-41-53. - EDN VOILGY.
97. Копцева, Н. П. К проблеме сохранения этнической идентичности в современной поликультурной системе / Н. П. Копцева, Н. Н. Неволько // Традиционные ценности и современный мир: Материалы конференции, Омск, 10-11 января 2013 года. - Омск: Омская митрополия, 2013. - С. 114-117. - EDN HNDHTC.
98. Копцева, Н. П. Культурная память и этническая идентификация / Н. П. Копцева, Ю. Н. Менжуренко, К. А. Дегтяренко; Сибирский федеральный университет, Гуманитарный институт. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2022. - 250 с. - ISBN 978-5-7638-4502-0. - EDN NTSGGY.
99. Копцева, Н. П. Культурные трансформации: возможности изучения / Н. П. Копцева, Н. Н. Пименова // Сибирский антропологический журнал. - 2020. - Т. 4, № 3. - С. 36-44. - DOIhttps://doi.org/10.31804/2542-1816-2020-4-3-36-44. - EDN ENUIWR.
100. Копцева, Н. П. Своеобразие культурных сообществ сегодня: опыт изучения трансформаций в культурных пространствах и классификация Т. Х. Эриксена / Н. П. Копцева, Н. Н. Пименова // Северные Архивы и Экспедиции. - 2020. - Т. 4, № 3. - С. 57-69. - DOIhttps://doi.org/10.31806/2542-1158-2020-4-3-57-69. - EDN QNOFTB.
101. Лещинская, Н. М. Дайджест новостей в сфере развития искусственного интеллекта / Н. М. Лещинская, Н. А. Сергеева // Социология искусственного интеллекта. - 2022. - Т. 3, № 3. - С. 41-51. - DOIhttps://doi.org/10.31804/2712-939X-2022-3-3-41-51. - EDN INAALZ.
102. Либакова, Н. М. Аккультурационный стресс и технологии его преодоления / Н. М. Либакова // Социодинамика. - 2016. - № 2. - С. 89-97. - DOIhttps://doi.org/10.7256/2409-7144.2016.2.17683. - EDN VIDHCX.
103. Методы изучения культуры / Н. П. Копцева, Ю. Н. Авдеева, К. А. Крупкина [и др.]; Сибирский федеральный университет, Гуманитарный институт. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2020. - 184 с. - ISBN 978-5-7638-4350-7. - EDN GEDBOV.
104. Новое Сибирское китаеведение. Базовые концепты китайской культуры / Н. П. Копцева, О. А. Карлова, Л. Ма [и др.]; Сибирский федеральный университет, Гуманитарный институт. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2018. - 263 с. - (Путь в будущее: Сибирь глазами ученых). - ISBN 978-5-7638-3475-8. - EDN XSSITJ.
105. Омелик, А. А. Анализ позиции творческих деятелей и институций в отношении авторского права на произведения, созданные с помощью ИИ / А. А. Омелик // Социология искусственного интеллекта. - 2023. - Т. 4, № 4. - С. 39-44. - EDN GQAZJH.
106. Омелик, А. А. Восприятие искусственного интеллекта разными социальными группамив России, Европе и США / А. А. Омелик // Социология искусственного интеллекта. - 2023. - Т. 4, № 2. - С. 52-58. - EDN OCLALC.
107. Пашова, Э. В. Мировые тенденции и практики взаимодействия с коренными народами в области образования / Э. В. Пашова // Северные Архивы и Экспедиции. - 2021. - Т. 5, № 1. - С. 112-126. - DOIhttps://doi.org/10.31806/2542-1158-2021-5-1-112-126. - EDN FVHRSZ.
108. Пашова, Э. В. Роботы с искусственным интеллектом в современной визуальной культуре:анализ образа персонального помощника по уходу за здоровьем - Бэймакса -в полнометражном анимационном фильме «Город героев» и его сериальных продолжениях / Э. В. Пашова // Сибирский антропологический журнал. - 2023. - Т. 7, № 3. - С. 25-36. - EDN ZANNHD.
109. Пиков, Н. О. Базовые концепции будущего энергетики / Н. О. Пиков, А. А. Шпак // Сибирский антропологический журнал. - 2023. - Т. 7, № 4. - С. 24-37. - EDN KIPTQX.
110. Пименова, Н. Н. Идиот или гений? Как работает и на что способен искусственный интеллект. Рецензия на книгу Мелани Митчелл / Н. Н. Пименова, А. А. Шпак // Социология искусственного интеллекта. - 2022. - Т. 3, № 2. - С. 71-82. - DOIhttps://doi.org/10.31804/2712-939X-2022-3-2-71-82. - EDN DUPHQV.
111. Пименова, Н. Н. Современная философская позиция по вопросу механизмов социокультурных изменений / Н. Н. Пименова // Сибирский антропологический журнал. - 2018. - Т. 2, № 2. - С. 47-69. - EDN XVLYIP.
112. Пчелкина, Д. С. Способы этнической манифестации в виртуальном пространстве: концептуальный анализ / Д. С. Пчелкина, Ю. Н. Авдеева // Северные Архивы и Экспедиции. - 2020. - Т. 4, № 2. - С. 143-152. - DOIhttps://doi.org/10.31806/2542-1158-2020-4-2-143-153. - EDN IGEZFT.
113. Сергеева, Н. А. Дайджест новостей в сфере развития искусственного интеллекта / Н. А. Сергеева, А. А. Омелик, Ю. С. Замараева // Социология искусственного интеллекта. - 2023. - Т. 4, № 1. - С. 26-36. - DOIhttps://doi.org/10.31804/2712-939X-2023-4-1-26-36. - EDN HWZDKB.
114. Сергеева, Н. А. Рецензия на книгу Кай-Фу Ли "ИИ-2041. Десять образов нашего будущего" / Н. А. Сергеева, Ю. С. Замараева // Социология искусственного интеллекта. - 2022. - Т. 3, № 3. - С. 52-68. - DOIhttps://doi.org/10.31804/2712-939X-2022-3-3-52-68. - EDN JSZOCQ.
115. Середкина, Н. Н. Антропологические и этнологические подходы к изучению общероссийской гражданской идентичности / Н. Н. Середкина // Сибирский антропологический журнал. - 2022. - Т. 6, № 1. - С. 111-121. - DOIhttps://doi.org/10.31804/2542-1816-2022-6-1-111-121. - EDN AHNUED.
116. Середкина, Н. Н. Научные подходы к понятию "этническая культурная идентичность" / Н. Н. Середкина // Специфика этнических миграционных процессов в XX-XXI веках: опыт и перспективы: материалы Международной научно-практической конференции, Красноярск, 27-29 сентября 2018 года. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2019. - С. 176-180. - EDN ZMQJWO.
117. Середкина, Н. Н. Общероссийская гражданская идентичность как фактор интеграции общества / Н. Н. Середкина // Сибирский антропологический журнал. - 2022. - Т. 6, № 2. - С. 125-135. - DOIhttps://doi.org/10.31804/2542-1816-2022-6-2-125-135. - EDN LUYYQN.
118. Сертакова, Е. А. Компьютерное искусство 1960-1980-х годов / Е. А. Сертакова, А. А. Ситникова, М. А. Колесник // Социология искусственного интеллекта. - 2022. - Т. 3, № 3. - С. 69-90. - DOIhttps://doi.org/10.31804/2712-939X-2022-3-3-69-90. - EDN JUGALR.
119. Сертакова, Е. А. Образ научно-технического прогресса в изобразительном искусстве Павла Николаевича Филонова / Е. А. Сертакова, М. А. Колесник, А. А. Омелик // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2023. - Т. 16, № 4. - С. 594-607. - EDN DSZNNG.
120. Сертакова, Е. А. Социальные системы, модели, трансформации: анализ теоретических подходов / Е. А. Сертакова // Социальная антропология Сибири. - 2021. - Т. 2, № 2. - С. 18-35. - EDN ZUOLQV.
121. Ситникова, А. А. Образ Китая в творчестве красноярского художника Сергея Форостовского / А. А. Ситникова, С. Ли // Северные Архивы и Экспедиции. - 2022. - Т. 6, № 4. - С. 87-98. - DOIhttps://doi.org/10.31806/2542-1158-2022-6-4-87-98. - EDN OOZXNN.
122. Ситникова, А. А. Теоретические, прикладные и синтетические методы исследования культуры как социально-антропологической системы / А. А. Ситникова // Социальная антропология Сибири. - 2021. - Т. 2, № 2. - С. 6-17. - EDN ICEFEC.
123. Шпак, А. А. Концептуальные и методологические основы для исследования феномена сложных идентичностей / А. А. Шпак // Специфика этнических миграционных процессов на территории Центральной Сибири в XX-XXI веках: опыт и перспективы : Материалы Международной научно-практической конференции, Красноярск, 28-30 ноября 2019 года. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2020. - С. 68-73. - EDN NOAUNL.
124. Шпак, А. А. Концептуальные и методологические основы исследования сложных социальных идентичностей / А. А. Шпак // Социальная антропология Сибири. - 2020. - Т. 1, № 1. - С. 48-60. - EDN LJMMEJ.
125. Шпак, А. А. Проблемы применения технологий искусственного интеллекта в социологическом аспекте / А. А. Шпак // Социология искусственного интеллекта. - 2021. - Т. 2, № 4. - С. 43-46. - DOIhttps://doi.org/10.31804/2712-939X-2021-2-4-43-46. - EDN QVBASW.