УДК 37 Народное образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
ГРНТИ 14.00 НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА
ОКСО 44.00.00 Образование и педагогические науки
ББК 7 КУЛЬТУРА. НАУКА. ПРОСВЕЩЕНИЕ
ТБК 7 ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. ЭКОНОМИКА. ПРАВО.
BISAC EDU EDUCATION
Современная психология все чаще обращается в своих исследованиях к феномену выученной беспомощности, в связи с большой распространенностью этого состояния у представителей разных возрастных групп. Это актуализирует детализированное исследование того, что представляет собой данный феномен и какие способы решения этой проблемы действенны и уместны на сегодняшний день. Феномен выученной беспомощности в современной психологии описывается как состояние, при котором индивид не стремится к улучшению своего положения, имея при этом такие возможности. Анализ литературы и научных исследований свидетельствует, что данный феномен проявляется в четырех личностных сферах человека: эмоциональной, мотивационной, когнитивной, волевой. Условия и механизм формирования выученной беспомощности становится возможным изучить в процессе онтогенеза путем исследования дефицитарных проявлений в данных сферах личности. Процесс терапии выявленных дефицитов требует мультифункционального подхода с учетом многокомпонентной структуры заявленного состояния. Арт-терапия соответствует требуемым характеристикам и позволяет на глубинном уровне исследовать сформировавшиеся искажения. Широкий спектр инструментов, используемых в данном подходе, позволяет гибко подобрать индивидуальный подход в составлении плана психологической работы, усиливая ресурсные качества субъекта и избегая ретравматизации в процессе. Важным связующим элементом является субъективность самоощущения при наличии симптомокомплекса выученной беспомощности в психологическом анамнезе и субъективность продуктов арт-терапевтической работы, проводимой с человеком с диагностической и терапевтической целью.
личность, выученная беспомощность, самостоятельность, арт-терапия, психодиагностика
1. Александров Д. В. Учение Аристотеля о душе. Разум и воля / Д. В. Александров // Студенческий. – 2024. – № 1-7 (255). – С. 11-13.
2. Волкова, О. В. Взаимосвязь выученной беспомощности, волевого развития и соматического здоровья старших дошкольников: сущность проблемы и пути решения / О. В. Волкова // Современные исследования социальных проблем. – 2013. – № 8. – С. 12.
3. Волкова О. В. Выученная беспомощность: технология исследования генеза // СО РАН. – 2018. – 229 с.
4. Иванникова А. В. Арт-терапия в психологическом консультировании / А. В. Иванникова // Проблемы современного образования. Межвузовский сборник научных трудов: международное издание. – Москва, 2019. – С. 180-186.
5. Клочко, В. Е. Самореализация личности: системный взгляд / В. Е. Клочко, Э. В. Галажинский // Национальный исследовательский Томский государственный университет (Томск). – 2000. – 154 с.
6. Крикунова, Е. А. Э. Фромм о свободе воли человека как об основе его нравственного возвышения / Е. А. Крикунова // Известия Российской академии образования. – 2017. – № 3 (43). – С. 54-70.
7. Моисеенко А. С. Исследование сформированности элементов самосознания / А. С. Моисеенко, А. Х. Кукубаева // NovaInfo.Ru. – 2021. – № 124. – С. 82-86.
8. Назаренко, И. П. Арт-терапия в реабилитационных программах для людей с психическими расстройствами / И. П. Назаренко // Вестник Ассоциации психиатров Украины. – 2012. – №1. – С. 39-41.
9. Петрова, С. М. К проблеме структурных компонентов самосознания личности: методический аспект / С. М. Петрова // Вестник Псковского государственного педагогического университета. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. – 2007. – № 1. – С. 182-190.
10. Роджерс, К. Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию / К. Р. Роджерс // Эксмо-Пресс. – 2001. – 414 с.
11. Седова А. С. Роль арт-терапии в психодиагностике / А. С. Седова, В. Л. Соболева, Т. А. Шаповалова-Гупал // Избранные доклады 69-й Университетской научно-технической конференции студентов и молодых ученых. – Томск, 2023. – С. 673-681.
12. Селигман, М. Как научиться оптимизму: измените взгляд на мир и свою жизнь = Learned Optimism. How to Change Your Mind and Your Life // Альпина Паблишер. – 2013. — 338 с.
13. Сочивко Д. В. Психодинамические учения поздней античности в психологии и философии / Д. В. Сочивко // Прикладная юридическая психология. – 2018. – № 3 (44). – С. 6-18.
14. Топнева А. В. Культурно-историческая концепция развития психики Л. С. Выготского: перспективы использования идей Л. С. Выготского в современном образовании / А. В. Топнева // Фундаментальная и прикладная наука. – 2016. – № 4 (4). – С. 106-107.
15. Тюнина Е. Д. Осмысление личности в трудах отечественных ученых ХХ века / Е. Д. Тюнина // Поволжский вестник науки. – 2020. – № 1 (15). – С. 69-71.
16. Филиппова Е. Е. Герои диалогов Платона /Е. Е. Филиппова // Молодежный инновационный вестник. – 2020. – Т. 9. – № S2. – С. 363.
17. Хилл А. Искусство против болезни: история арт-терапии // Джордж Аллен и Анвин. – 1945. – 88 с.
18. Хоган С. Искусство исцеления: история арт-терапии // Джессика Кингсли. – 2001. – 336 с.
19. Циринг Д.А. Психология личностной беспомощности: исследование уровней субъектности // Академия. – 2010. – 410 с.
20. Циринг, Д. А. Современные подходы к коррекции выученной беспомощности у детей и подростков / Д. А. Циринг // Сибирский психологический журнал. – 2015. – № 4. – С. 52.
21. Шадрина, А. Ю. Роль методов арт-терапии в работе с пациентами с ипохондрическим типом отношения к болезни / А. Ю. Шадрина // Современное профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы: материалы VIII Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. – Ростов-на-Дону, 2021. – Ч. 1. – С. 424–427.
22. Шевцов К. П. Человек золотого века: сократ в диалогах Платона / К. П. Шевцов // Платоновские исследования. – 2020. – Т. 13. – № 2. – С. 69-91.
23. Яковлева Ю. В. Феномен самостоятельности (на материале юношеского возраста) / Ю. В. Яковлева // Вестник Костром. гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. − 2008. − № 5. − С. 161−165.