КИНЕМАТОГРАФ КАК ПРОСТРАНСТВО ВОПЛОЩЕНИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО В ТВОРЧЕСТВЕ САТОСИ КОНА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной статье рассматриваются принципы художественного изображения кинематографа как пространства актуализации образов бессознательного в творчестве японского аниматора Сатоси Кона. Исследование было проведено на материале трех анимационных фильмов режиссера – «Истинная грусть» (1997), «Актриса тысячелетия» (2001), «Паприка» (2006), в каждом из которых присутствует художественный образ кинематографа в разных его проявлениях. Анализ репрезентации кинематографа в этих произведениях анимационного искусства был произведен с помощью метода психоанализа, на основе положений, сформулированных З. Фрейдом, Ж. Лаканом и К. Метцем. Психоаналитический взгляд на творчество Сатоси Кона стал ключом к новому, более глубокому пониманию художественной идеи исследуемых анимационных произведений, а также позволил подробно изучить понимание Сатоси Коном кинематографа как поля проявления образов человеческого подсознания.

Ключевые слова:
Сатоси Кон, анимационное искусство, психоанализ, бессознательное
Список литературы

1. Бирюкова, О. О. Между сном и реальностью (Сатоси Кон «Паприка») / О. О. Бирюкова // Трансформация реальности: стратегии и практики : материалы международной конференции, Екатеринбург, 25–27 марта 2021 года. – Екатеринбург: Уральский университет, 2021. – С. 4-7.

2. Борисова, А. Э. Семиотика кино как способ познания текстов кинематографа / А. Э. Борисова // Гуманитарные чтения в Политехническом университете : труды ежегодной Всероссийской очно-заочной научно-практической студенческо-аспирантской конференции, Санкт-Петербург, 17 февраля 2018 года / Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. – Санкт-Петербург: Политех-Пресс, 2018. – С. 106-111.

3. Бутырская, Н. Ю. Концепция личности в структурном психоанализе Жака Лакана / Н. Ю. Бутырская // Философия в современном мире : Сборник статей VIII научных чтений Тамбовского регионального отделения Российского философского общества, Тамбов, 16 марта 2023 года / Отв. редактор Н.В. Медведев. – Тамбов: Издательский дом "Державинский". – 2023. – С. 37-41.

4. Глушнева, Ю. Д. Кинематографическое означающее сквозь призму психоаналитической философии в концепции Кристиана Метца / Ю. Д. Глушнева // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. – С. 658.

5. Денисова А. И. Семиотика в манга и аниме // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. – 2014. – № 12 (140). – С. 260–264.

6. Иванов, Б. А. Введение в японскую анимацию. – 2001

7. Кон, С. Интервью с М. Слуцким для Montreal Mirror. (Архив М. Слуцкого). – 2007 (опубликовано в 2021). – URL: https://www.markslutsky.com/archive/something-good-28-satoshi-kon-the-lost-interview/

8. Корнеева, Ю. Н. Бессознательное и сновидения в концепции З. Фрейда / Ю. Н. Корнеева // Психология, образование: актуальные и приоритетные направления исследований : Материалы Международной научно-практической конференции студентов, магистров, аспирантов, молодых ученых и их наставников, Тверь, 15 мая 2018 года. – Тверь: Тверской государственный университет, 2018. – С. 174-175.

9. Кривуля, Н. Г. Аллюзия как элемент интертекстуальности в анимационных фильмах // Театр. Живопись. Кино. Музыка. – 2022. – №3. – С. 144-167.

10. Кривуля, Н. Г. Аниматология: Эволюция мировых аниматографий / Н. Г. Кривуля; М.: Аметист. – 2012. – С. 779.

11. Кучмин, Е. А. Понятие бессознательного в учении З. Фрейда / Е. А. Кучмин // Региональные аспекты развития профессионального образования: теория, методология, актуальные проблемы: Материалы международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 14 мая 2021 года / Отв. редактор Е.Е. Журинская. – Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, 2021. – С. 184-186.

12. Мелёхин, А. И. Лакановский взгляд на интерпретацию сновидений // Журнал клинического и прикладного психоанализа / Высшая Школа Экономики. – 2022. – Том 3. – №2. – С. 106-118.

13. Лакан, Ж. Стадия зеркала и ее роль в формировании функции Я // Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном, или Судьба разума после Фрейда. — М.: Русское феноменологическое общество, Логос. – 1997. — С. 7—14.

14. Метц, К. Воображаемое означающее. Психоанализ и кино / Кристиан Метц ; пер. с фр. Д. Калугина, Н. Мовниной ; науч. ред. А. Черноглазов. — изд. 2-е. —СПб. : Издательство Европейского универ ситета в Санкт-Петербурге, 2013. —334 с.

15. Мещеряков, Б. Г., Зинченко, В. П. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – изд. 3-е. – СПб. : «Прайм-Еврознак», 2002. – 632 с.

16. Моисеенко В. С. Художественные образы как отражение перемен в японском обществе: доктор Косаку Токита в аниме «Паприка» Сатоси Кона // Культура и искусство. – 2024. – № 9. – С. 72-80.

17. Моисеенко В. С. Художественный образ современной японской женщины в аниме Сатоси Кона «Паприка» // Культура и искусство. – 2021. – № 11. – С. 46-57.

18. Печенина О. В. Функции реального, воображаемого и символического в коммуникативной модели структурного психоанализа Ж. Лакана // Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения. – 2007. – №4.

19. Тузова, А. П. Воображаемое, символическое и реальное в кино / А. П. Тузова // Артикульт. – 2018. – № 3(31). – С. 45-51.

20. Фрейд, З. Толкование сновидений / / Проф. Зигмунд Фрейд; Пер. с 3-го доп. нем. изд. М.К. — Москва : Соврем. пробл., 1913. — [2], 448, VII с. : черт. : 24.

21. Фрейд, З. Я и Оно / З. Фрейд. – 1923. – URL: https://librebook.me/the_interpretation_of_dreams

22. Цидина, Т. Д. История и теория анимации : лекции / Т. Д. Цидина; Челяб. гос. ин-т культуры. – Челябинск: ЧГИК, 2018. – 151 с.

23. Choo, H.-J. A Study on Persona of Double-sided Characters Shown in Satoshi Kon's Works. Cartoon and Animation Studies. – 2014. – Vol. 35. – pp. 181-208.

24. Gürkan, H., Gezmen, B. Cinema and the Digital Revolution: The Representations of Digital Culture in Films. Evolutionary Studies In Imaginative Culture. – 2024. – pp. 1-15.

25. Lacan J. La troisième, La Cause freudienne. – Paris, Navarin/Le Seuil. – 2011. – P. 24.

26. Lapworth A. Guattari and the micropolitics of cinema: The desiring-machines of Satoshi Kon //Why Guattari? A Liberation of Cartographies, Ecologies and Politics. – Routledge, 2019. – pp. 187-201.

27. Lefebvre M. Christian Metz and aesthetics // Christian Metz and the codes of cinema. Film semiology and beyond. – 2018. – С. 147-184.

28. Münsterberg, H. The Photoplay. A Psychological Study. – 1916. – URL: https://www.gutenberg.org/files/15383/15383-h/15383-h.htm

29. Perkins, C. Kon Satoshi and Japan’s Monsters in the City. – Nordlit. – 2019. – pp. 142-152.

30. Swale, A. Anime and the Conquest of Time: Memory, Fantasy and the “Time-Image” from Ghost in the Shell to Your Name. – 2021.

31. Tröhler, M. Christian Metz and Film Semiology – Dynamics within and on the Edges of the ‘Model’: An Introduction. – 2018.

Войти или Создать
* Забыли пароль?